МБОУ Краснинская средняя школа
пгт Красный Смоленская область
  • Функциональная грамотность

     

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

     Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

     Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:

    • математическая,
    • читательская,
    • естественно-научная,
    • финансовая  грамотности,
    • глобальные компетенции,
    • креативное мышление.

    Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    ​​1. Читательская грамотность

    ​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    ​2. Естественно-научная грамотность​

    ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

    ​3. Математическая грамотность​

    ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    ​4. Финансовая грамотность​

    ​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    ​5. Креативное мышление

    ​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    ​6. Глобальные компетенции

    ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
    • -Указ Президента Российской Федерации  от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях  и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
    • -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
    • -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    • Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке № 849-ОД от 17.09.2021г. «Об утверждении плана-графика «дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Смоленской области в 2021-2022 учебном году».
    • Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке № 1067-ОД от 06.12.2021г. «Об организации использования общеобразовательными организациями Смоленской области электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся». 

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    Какова роль современного школьного образования в достижении успеха?

                Данная статья будет особо полезна родителям, которые убаюканы школой и всецело доверяют своих детей современной системе образования.

               Образование сегодня более важно, чем когда-либо. Но речь идет об образовании, которое бы отвечало потребностям сегодняшнего дня, а не вчерашнего. Индустриальная эпоха уходит в прошлое. В то время человек, получивший государственное образование, имел возможность сделать карьеру. Еще несколько десятков лет тому школьного образования вполне хватало, чтобы всю жизнь проработать на одном месте, заслужить положенную пенсию. Сегодня поток информации настолько огромен, что образование обретает новые высоты. Жизнь настолько быстро меняется, требования к работникам и сотрудникам возрастают так быстро, что успевают только те, кто постоянно обучается. Сегодня на одном школьном (да и высшем тоже) образовании далеко не уедешь. Поэтому, как сложатся отношения ребенка с обучением в школе, многое зависит: будет ли успешной жизнь в целом.

                Родители сегодня поражены тем, как быстро учится их ребенок до школы и в начальных классах, какие мудрые выводы и умозаключения делает их чадо. Родители гордятся! Ребенок талантлив! Но, что случается с талантом у многих детей, пока они растут?

                У некоторых детей этот талант притупляется, пропадает или идет в другом направлении. Родители разводят руками в недоумении и, вспоминая свои школьные годы, мало кто может допустить, что сегодня школа является тормозом в развитии человека.

                Система образования устроена так, что признает только одну способность – поглощать информацию исключительно по всем предметам. Дух исследования, творческий полет мысли практически отсутствует в государственном школьном образовании. И если ваш ребенок – исследователь, творческая натура, а не поглотитель сухой информации, то в школе он сможет себя почувствовать скорее глупым, чем умным. Талант такого ребенка будет игнорироваться, даже может быть поврежденным школьными планами и методиками преподавания.

               Вся система оценок в школе построена не на выявлении особенностей каждого ученика, а на сравнении одних с другими. Вместо признания уникального таланта ребенка все дети в школе рассматриваются по одному стандарту умственного развития. Очень одаренные и талантливые дети оканчивают школу с низкими оценками и чувствуют себя неспособными. Если родители всецело поддерживают школьную систему оценивания, то таким детям не повезло вдвойне. Дети, которые оканчивают школу с чувством собственной неумелости, получают огромную помеху на пути дальнейшего развития.

                Национальный  план  действий по развитию функциональной грамотности школьников ставит перед школой задачу формирования у школьников главных функциональных качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни.

               Семья может многое сделать для развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать.

               Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

       Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Исследование PISA также демонстрирует, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития детей.

       Исходя из этого, будет разрабатывается методология повышения функциональной грамотности родителей, позволяющая им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

              Появилась  система мероприятий, направленных на активное включение родителей в жизнь школы: создание попечительских советов, ассоциаций родителей, родительских университетов. Данные общественные институты позволят установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов семьи и школы.

               На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию функциональной грамотности у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

               Решающую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.

              Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами, показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение высказать свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.

    Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие компетентностных способностей  учащихся направленных  на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них  функциональную грамотность  и повышать ее уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

     Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

     Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

     Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

     Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

     В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    7. Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    8. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    9. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    10. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    11. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

    12. Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

     Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

     Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.

    1. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.

    1. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.

    1. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность

    1. Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)

    Сборник математических задач по финансовой грамотности 10-11 кл. 2. Методические рекомендации к сборнику

    Сборник математических задач по финансовой грамотности 5-9кл. 2. Методические рекомендации к сборнику

    Методические рекомендации по фин. грамотности начальные классы

    Практикум по финансовой грамотности начальные классы

    Пособие по финансовой грамотности начальные классы

    Рабочие тетради по финансовой грамотности 1-4 классы

    Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах

    Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы

    Методические материалы по формированию функциональной грамотности

     Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

     Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

     Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

     Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

     Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

     В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    7. Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    8. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    9. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    10. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    11. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

    12. Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

     

    Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

     

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.

    1. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.

    1. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.

    1. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность

    1. Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
    2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
    3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
    4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
    5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)

    Сборник математических задач по финансовой грамотности 10-11 кл. 2. Методические рекомендации к сборнику

    Сборник математических задач по финансовой грамотности 5-9кл. 2. Методические рекомендации к сборнику

    Методические рекомендации по фин. грамотности начальные классы

    Практикум по финансовой грамотности начальные классы

    Пособие по финансовой грамотности начальные классы

    Рабочие тетради по финансовой грамотности 1-4 классы

    Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах

    Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы

    Методические материалы по формированию функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie